При выборе компонентов для системы сжатого воздуха подразумевается, что система будет эксплуатироваться не один год. Если подсчитать, сколько денег тратится на изначальную стоимость компрессорного оборудования, его сервисное обслуживание и электроэнергию для производства сжатого воздуха, то выясняется, что за десятилетний цикл эксплуатации оборудования, стоимость покупки оборудования и его сервисного обслуживания просто теряется на фоне стоимости электроэнергии. Таким образом, первое на что нужно обратить внимание – это энергоэффективность оборудования, то есть отношение количества производимого сжатого воздуха к затраченной электроэнергии.
Существенное влияние на затраты электроэнергии оказывает выбранная схема управления компрессором. Компрессор обычно подбирают таким образом, чтобы его производительность была равна или незначительно превышала максимально возможный поток сжатого воздуха к потребителям. На практике однако, это редкий случай, чтобы все потребители работали под полную загрузку и, следовательно, необходимо регулировать производительность компрессора. Времена, когда избыток сжатого воздуха сбрасывался в атмосферу, к счастью давно позади. Сегодня существуют способы производить воздуха ровно столько, сколько необходимо, что минимизирует затраты электроэнергии.
На сегодняшний день наиболее часто используются три схемы управления: нагрузка-останов, нагрузка-разгрузка-останов, частотное регулирование. В данном выпуске мы попробуем разобраться, когда и почему следует применить тот или иной метод регулирования винтовых компрессоров.
Любой из методов управления компрессором основан на измерении давления в сети. Для любого оборудования-потребителя сжатого воздуха, имеется параметр минимального давления для работы (далее «оптимальное»). По хорошему, для наименьших затрат следует держать давление на уровне, едва-едва превышающим это минимальное давление. Но на практике, часто приходится поддерживать рабочее давление, значительно превышающее «оптимальное». Что под этим подразумевается?
Схема нагрузка-останов значит, что компрессор работает на полную мощность, когда давление в сети ниже заданного (обычно этот параметр выбирается несколько выше оптимального давления) и отключается, подняв давление до заданной величины. До какой же величины должен компрессор накачивать давление? С одной стороны давление должно поддерживаться на минимальном уровне, что обеспечивает минимизацию энергозатрат, с другой стороны количество пусков электропривода компрессора должно быть ограничено. Необходимо помнить, что каждый пуск компрессора дает «всплеск» потребления тока и эти токи могут превышать номинальный до 10 раз, нагрев кабеля, вызванный таким током, превышает в 100! раз тепловыделения в установившемся режиме. Количество пусков оборудования будет зависеть от разности давлений и объема пневмосети. Количество пусков можно уменьшить увеличением разности давлений и увеличением суммарного объема пневмосети, например, поставить ресивер – накопитель сжатого воздуха.
В чем преимущество схемы нагрузка-останов? Во-первых такая схема очень проста в исполнении. Во-вторых когда нет необходимости в сжатом воздухе – электропривод отключен, то есть нет холостого хода и потерь, связанных с ним. Отсюда становится ясно, что такая схема управления годится для маломощных компрессоров, где токи невелики.
Для более мощных электроприводов применяется схема нагрузка-разгрузка-останов. При таком управлении, компрессор, накачав давление до заданной отметки, переходит в режим холостого хода, в котором электропривод вращается, но воздух в пневмосеть не качает. Если же в течение заданного промежутка времени, давление не успевает опуститься до точки включения, то компрессор отключается.
Данный вид управления хорош тем, что убирается необходимость частого запуска мощного оборудования и применяется для управления машинами, мощностью более 5 кВт. В режиме холостого хода, компрессор потребляет до 20% мощности номинального режима. 20% не очень высокая цифра, учитывая, что подразумевается что машина не должна работать в холостом режиме долго. Однако и здесь есть подводные камни. Дело в том, что 20% - это мощность в установившемся режиме холостого хода, а в установившийся режим компрессор выходит не ранее, чем через 1 минуту. В течение этой 1 минуты происходит сброс давления из маслосепаратора, для обеспечения возможности следующего запуска оборудования. В результате, среднее потребление в режиме холостого хода вырастает с 20 до 50 и даже 70%, что возможно при частых сменах режима работы компрессора. Таким образом, при плохо спроектированной системе, такое управление может «конкурировать» с методом управления методом сброса избытка сжатого воздуха в атмосферу. Как же решить такую проблему? Самый простой, вероятно, способ – это установить большой ресивер, который позволит накапливать большой запас воздуха и следовательно, увеличить время между сменой режима работы компрессора.
К сожалению далеко не всегда такое простое решение осуществимо. И появляется множество проблем, связанных с ресиверами: оформление паспортов, регистрация в органах Госгортехнадзора, место для их установки. И тут мы подходим т третьему типу управления – электропривод с частотным регулятором. При частотном управлении электропривод питается не напрямую от сети, а от частотного преобразователя, который может менять частоту электрического напряжения в широком диапазоне. На выходе компрессора устанавливается датчик давления, который передаёт сигналы о изменения давления на регулятор, увеличивая частоту вращения электропривода компрессора при падении давления и соответственно, уменьшая, при росте. Такой режим позволяет избавиться от потерь холостого хода и добиться существенной экономии. Кроме того, рабочее давление может поддерживаться на уровне оптимального с точностью 0,1 бар. Несмотря на все преимущества частотного регулирования, это не значит, что можно выбирать такой способ управления всегда и везде. Выбор любой системы должен быть обоснован. Когда применение компрессора с частотным регулированием наиболее целесообразно, можно почитать во второй части статьи, которую вы найдете здесь.
Задать статьи.
|